Последний лучик надежды погас, когда она узнала, что добрый Филиппович скончался после нескольких месяцев болезни. Переживаниями по этому поводу она, как обычно, поделилась с кошкой. Эх, ночка, вот так всегда получается.
Живет человек, а других заботится, а о себе не думает. Так и Матвей, все о Зинаиде своей пекся, а на себя рукой махнул. Как она одна без него выживать будет? А я ведь, ночка, так надеялась, что Матвей меня колеси свозит.
Одной мне не добраться даже до деревни. Проблемы со здоровьем стали сказываться и на ее знахарской деятельности. Первые пару лет после того, как забрали в детский дом внучку, она еще собирала травы в окрестностях, а потом уже почти не выходила из дома.
Продукты ей доставляла раз в месяц почтальонка Наталья, которая сменила ее на трудовом посту. Лето сменялось осенью, а потом опять приходила зима. Старая знахарка уже не ждала гостей, когда как-то в апреле к ее дому подъехала богатая машина.
Степанида обрадовалась. Ночка, кого это к нам принесло? Может, Олесенька наша приехала? Кошка потерлась о ноги хозяйки и направилась к двери встречать гостей. В дом неуверенной походкой вошла пожилая женщина с девочкой примерно лет шести-семи.
Малышка была бледной, а под ее глазами темнели круги. Она крепко прижималась к женщине, в которой Степаниде показалось что-то до боли знакомым. — Здравствуй, Степанида, не прогонишь меня? Женщина вздрогнула, как от удара током.
На сердце сразу стало тяжело, потому что она узнала гостью. — Зачем ты сюда явилась, Надежда? — Бередить старые раны? Ты дважды сломала мою жизнь и опять пришла. — Зачем старые вспоминать? Ведь все прошло, и явилась я к тебе не за тем, чтобы сделать больно.
— У меня другая причина. Моя внучка больна, и никто не может помочь ей. Люди посоветовали к тебе обратиться.
Я прекрасно понимаю, что у тебя сейчас творится на сердце, и я готова валяться у твоих ног. Только, умоляю, помоги. Может, это мой грех на ребенке отразился? Не будь жестокой к девочке.
Она не виновата ни в чем. Степанида застыла посреди комнаты, словно каменное изваяние. Она не слышала мольбы Надежды, потому что память безжалостно швырнула ее в прошлое.
— Ты два раза мою жизнь перевернула, а теперь пришла просить. Не знаю, Надежда, хватит ли у меня сил. Семья Надежды в Глуховке обосновалась на год позже, чем Степанида с матерью и братом.
Тогда в деревне молодежь составляла большинство, поэтому девушки сразу подружились. Они почти не разлучались, на работу ходили вместе, на танцы тоже вдвоем. У девушек даже мечты были одинаковыми.
Обе хотели получить хорошее образование, чтобы выйти в люди. Правда, возможности у них были разные. У Нади отец занимал видный пост, поэтому он помог дочери с поступлением в институт.
У мамы Степанида таких возможностей не было, и девушке только оставалось мечтать об учебе. А пока тайное желание горело в небе яркой звездочкой, она развозила почту на казенном велосипеде. Транспортное средство ей выдали под расписку и велели беречь.
Однажды во время исполнения своих должностных обязанностей Степанида оказалась в сложной ситуации. Прямо посреди леса сломался велосипед. У девушки было два варианта – дожидаться помощи или возволить вышедшее из строя транспортное средство на спину и добираться с такой ношей до ближайшей деревни.
Бросить имущество она не могла, но тащить одновременно сумку и велосипед тоже девушке оказалось не под силу. За ее попытками справиться с проблемой наблюдал издалека Федор, который заехал на обед к проживающему на хуторе отцу. Парень забрался на пригорок, сложил руки рупором и закричал «Помощь нужна!» Сначала Степанида не поняла, откуда доносится это предложение о помощи.
Вместе со своей громоздкой ношей она крутилась на месте. Неожиданно, словно из-под земли, перед ней возник Федор. «Вы крутитесь, словно волчок, поэтому я решила попробовать себя в роли доброго волшебника.
Давайте помогу, товарищ почтальон!» Парень осмотрел велосипед. «Тут дел на пару минут. Сейчас мы починим вашего двухколесного коня.» Федор сбегал за инструментами и действительно за несколько минут вернул велосипеду в рабочее состояние.
«Вот и всё. Можете принимать работу. А я, между прочим, за вами почти каждый день наблюдаю.
Вы настолько пунктуальны, что можно часы сверять. Всегда в одно и то же время свежую корреспонденцию развозите. Можно я вас провожу?» Внимание симпатичного парня было приятно, и Степанида согласилась, но вида не подала.
На следующий день молодой тракторист встретил девушку на том же месте. Их встречи были недолгими, и разговоры по пустякам ни к чему не обязывали, поэтому, когда подруга Надя приехала из города на каникулы, Степанида даже не посчитала нужным рассказать ей про своего то ли знакомого, то ли кавалера, зато Надежда могла днями говорить о городской жизни и своих бесчисленных ухажерах. Между тем, отношения между молодыми людьми постепенно переросли в любовь.
Как положено в таких случаях, был назначен день свадьбы и приглашены гости, но Надежда перестала приезжать в родную деревню, поэтому не знала, что подруга выходит замуж. Явилась она, когда в молодой семье ожидалось пополнение. Надя пришла в гости с дорогими подарками и вином.
«Прости, моя Степочка, но я не могла присутствовать на вашем бракосочетании. Сама понимаешь, защита диплома, потом поиски хорошего места работы, а тут еще и в личной жизни крах». Гостя красиво разливала ароматный напиток, а сама продолжала жаловаться на судьбу.
«Тебе вот, Степанида, повезло, вон какого красавца отхватила, а от меня жених убежал и даже не оставил адреса». Надежда много и красиво говорила, а вино добавило ей веселости. Степанида заметила, что Федя не сводит с гости глаз.
Она незаметно толкнула мужа, чтобы он пришел в себя. Этот прием действовал несколько минут, а потом мужчина снова, как завороженный, смотрел на Надю. Не прошло и двух дней, как Надежда снова напросилась на приглашение в гости.
Степанида была уже на последнем месяце беременности, поэтому не могла долго сидеть и ходила она тоже, как утка, в перевалочку. На ее фоне Надежда выглядела королевой. Но будущая мама верила, что Федя любит ее такой неуклюжей, ведь она под сердцем носит их первенца.
Но действительность оказалась беспощадной по отношению к наивной женщине. Степанида хорошо запомнила ту роковую ночь, когда Надежда помогала Федору убежать от нее через окно. Она услышала шум в соседней комнате и бросилась туда, придерживая рукой огромный живот.
Но было уже поздно, Федор убегал прочь вместе с лучшей подругой. От растерянности Степанида закричала «Федя, а как же я?» Он остановился. «Прости, но я полюбил другую.
Я жить не могу без Нади». Стресс был настолько сильным, что тут же у окна отошли воды, а схваток не было. Мальчик родился очень слабеньким и умер через два часа.
Несколько лет Степанида не могла оправиться от предательства двух близких людей. Она поклялась, что никогда больше не выйдет замуж. Но судьба распорядилась иначе.
Она решила ей подарить еще один шанс на семейное счастье. Однажды она ездила в район по рабочим делам и познакомилась с водителем автобуса. Пассажиров в салоне было всего три человека, но двое спали, и только Степанида бодрствовала.
Водителю очень хотелось поговорить, и он попросил женщину пересесть на ближнее к его кабине сиденье. Благодаря Евгению, Степанида снова почувствовала желание быть счастливой. Мужчина не стал долго тянуть с предложением.
«Мы уже взрослые люди. Неудобно нам с тобой по свиданиям бегать. Давай распишемся».
Степанида согласилась. Евгений ее в прямом смысле носил на руках. Он не позволял ей сделать лишнего шага и вообще хотел, чтобы она бросила работу на почте.
Через два года у них родилась дочка Вика. Счастливый отец любил играть с малышкой. Он ее подкидывал вверх и повторял.
«Победа! Ты наша маленькая победа!» Но и это счастье было скоротечным. Степанида стала замечать, что муж приходит с работы позднее обычного. У него стал часто ломаться его любимый автобус.
Она делала вид, что ничего не замечает, потому что очень боялась снова потерять любимого мужчину. Но не зря говорят, что от судьбы не спрячешься. Однажды, вернувшись с работы, она застала Евгения в дверях и с чемоданом в руке.
«Ты куда? В командировку?» Мужчина откашлялся. «Нет, Степанида. Я ухожу к другой женщине.
Понимаешь, не могу без нее. Хожу как заколдованный». Он ей еще долго стоял в дверях, но она не заплакала, не стала его упрекать…