Она же прекрасно осознавала, что ребёнок — это бесценный дар и не жалела времени и сил на развитие сына. Результат превзошёл ожидания. Её мальчик сам поступил в университет, блестяще сдав вступительные экзамены и учился там только на «отлично» до четвёртого курса.
Четвёртый курс. Вера Ивановна содроганием вспоминала то время. Юрия тогда как подменили.
Появились у её мальчика какие-то друзья. Вера Ивановна поначалу была даже рада. Юрий почти всё своё время отдавал учёбе, как и она когда-то.
Но он — молодой парень, ему нужно веселиться, общаться с ровесниками, влюбляться. Когда, если не сейчас? Женщина даже не возражала против его ночных гулянок. Сердце сжималось от страха, воображение рисовало страшные картины, но Вера Ивановна не показывала своих чувств.
Понимала — так надо. Постепенно дошло до того, что Юра чуть ли не каждую ночь стал пропадать в клубах. Возвращался под утро, довольный, на шатающихся ногах добредал до своей кровати и валился на неё прямо в одежде.
А Вера Ивановна, которая всю ночь волновалась, собиралась на работу. Да, тяжёлый был период. Конечно, очень пострадала учёба.
Декан факультета звонила Вере Ивановне и предупреждала, что если всё это продолжится, им придётся отчислить Юрия. Женщина была шокирована. Она пыталась достучаться до сына, но он лишь огрызался и грубил в ответ.
Мать не узнавала своего ребёнка. Юрий всегда был таким вежливым, таким понимающим и предупредительным. А тут чуть ли не матом её шлёт.
И столько агрессии в его словах и движениях Юру будто бы подменили. Вера Ивановна пыталась воздействовать на сына деньгами, попросту прекратила его финансировать, выдавала деньги только на проезд до университета. Но похождения по ночным клубам продолжились, и скоро женщина поняла, на что гулял её сынок.
В шкатулке с украшениями не доставала нескольких золотых цепочек и колец. А потом выяснилось, что сын не сдал сессию, и его отчислили. Это было уже слишком.
Вера устроила Юре скандал. Тот обозвал её, хлопнул дверью и исчез на несколько недель. Женщина вся извелась за эти дни.
Она даже в розыск подала, но там к её заявлению отнеслись без должного внимания. Его даже не принимали, пока не прошло 3 дня после пропажи сына. «Парень молодой, погуляет, вернётся», – заверил следователь.
Вера Ивановна тогда поругалась с офицером, обвинила в равнодушии, пригрозила жалобой в прокуратуру, но мужчина в итоге оказался прав. Юрий действительно вернулся домой. Почти приполз.
Выглядел он бледным и оборванным, походил на бомжа. Вера Ивановна понимала, у сына проблемы с выпивкой. Он часто не твёрдо стоит на ногах, несёт несусветную чушь, отвечает не в попад.
И это его агрессивное поведение. Всё из-за влияния дурной компании, в которую попал её ребёнок. Однажды Вера Ивановна с ужасом обнаружила, что порой боится собственного сына.
Но, как и много лет назад, когда ей приходилось выхаживать недоношенного слабенького малыша, женщина собралась с духом и решила действовать. Нет, она не сдастся. Она ещё поборется за своего ребёнка.
В этот раз всё оказалось сложнее. Юрий отказывался идти к врачу. Обрывать связи с новыми друзьями он тоже не собирался.
Неужели ты не видишь, эти дружки тебя на дно за собой тянут? Пыталась достучаться до сына мать. Ты был самым успешным студентом курса. Ты талантливый программист.
Столько труда вложено, и неужели сейчас ты готов так поступить со своей жизнью? Ещё чуть-чуть, и дороги назад не будет. «Зато с ними я могу быть самим собой, а не тем идеальным мальчиком, которого ты себе придумала», парировал Юрий. «Наконец-то я свободен от твоего давления.
Смирись с этим, и станет легче». Вера Ивановна ругалась, плакала, умоляла, пыталась разговаривать с сыном по душам, но ничего не действовало. Больно и страшно было наблюдать, во что превращается родной человек.
А ещё присутствовало гнетущее чувство вины. Это она не справилась с воспитанием сына. Это её упущение.
Она плохая мать. Просто ужасная. Спустя примерно год такой жизни всё вдруг само собой пришло в норму.
Это случилось после очередного долгого отсутствия Юрия. К этим отлучкам его мать уже привыкла. Вера Ивановна почти сдалась, но произошло чудо.
Юра снова изменился. Сначала он стал реже ходить в ночные клубы. Потом и вовсе прекратил это.
Вера Ивановна больше не видела сына в странном состоянии, которое её так пугало. Парень восстановился в университете. Помогли прежние заслуги, преподаватели пошли талантливому студенту навстречу и даже снова начал подрабатывать, создавать сайты для компаний.
Вера Ивановна тогда решила, что на четвёртом курсе её сын пережил переходный период. Да, обычно взросление происходит раньше, в подростковом возрасте, но у её мальчика случилось вот так. А после кризиса он резко повзрослел, взялся за ум и теперь всё будет хорошо.
В этом есть и её заслуга, конечно. Воспитательные беседы, видимо, всё же не прошли даром. Юрий огрызался, когда мать считала ему нотации, но правильные слова откладывались где-то на подкорке, и в итоге сын сделал верный выбор.
В первое время Вера Ивановна всё ещё встревоженно приглядывалась к сыну. Она боялась, что всё повторится. Но Юра вёл себя безупречно.
Однажды, глядя взволнованные глаза матери, он попросил прощения за своё поведение. «Я понимаю, сколько боли тебе причинил, и мне стыдно». Юрий наклонил голову.
Весь его вид выдавал искреннее раскаяние. «Я обзывал тебя, брал твои вещи и продавал, лишь бы добыть денег на развлечения, а ты, ты ведь столько для меня сделала, а я так с тобой поступал». «Ну что ты, что ты, всё в прошлом».
Вера Ивановна поспешила успокоить сына и снять неловкость. «Главное, что ты всё осознал и изменился. Это был важный жизненный урок для тебя.
Теперь всё будет хорошо». «Да, теперь всё будет хорошо, я обещаю. И деньги за украшения, которые забрал, я тебе обязательно верну, даже больше».
Юра сдержал своё слово. Он закончил университет с красным дипломом и получил хорошую должность в престижной компании. У Веры Ивановны, которая к тому времени уже вышла на заслуженный отдых, конечно же, были связи, но ей даже не пришлось ими воспользоваться, Юрий сам прекрасно справился с задачей трудоустройства.
С первой же зарплаты сын купил матери золотые украшения, даже дороже тех, что когда-то вытащил из её шкатулки. Он, смущаясь, вручил Вере Ивановне пару бархатных коробочек. Женщина ничего не сказала, просто крепко обняла сына.
Ей не хотелось, чтобы между ними была натянутость, они же самые близкие и родные люди на всей земле. Время шло, Юрий работал, купил квартиру, затеял в ней ремонт, время от времени он путешествовал с друзьями. Сын и мать приохотил к этому увлекательному занятию, частенько дарил ей интересные туры по стране, а иногда и сам с ней ездил.
И вроде бы между матерью и сыном не было секретов, они разговаривали на самые разные темы, обсуждали всё на свете. И всё же Вера Ивановна понимала, у Юрия есть девушка, о которой он почему-то молчит. Женщина пыталась задавать вопросы, но сын отвечал уклончиво, а однажды прямо сказал, что всему своё время.
Ну, Вера Ивановна и отстала. В конце концов, взрослый человек имеет право на личную жизнь, да и, наверное, не слишком-то и серьёзные у него отношения, раз до сих пор даму с матерью не познакомил. Была ещё одна запретная тема для бесед.
Сын никогда не рассказывал о том, что происходило с ним в тот непростой период, почему он вдруг изменился, что за друзья у него тогда были, чем парень занимался в то время, когда сутками не появлялся дома, и самое главное, как ему удалось вырваться из затягивающего болота. Юрий сразу мрачнел и закрывался, когда Вера Ивановна пыталась разговорить его. И женщина постепенно оставила эти попытки.
Главное, что сейчас всё хорошо. Вера Ивановна сидела в кресле и вышивала. В последнее время она увлекалась рукоделием, оказывается, это очень успокаивает, да и результат в виде чудесных картин радует, ими уже увешана стена в гостиной.
Раньше у Веры Ивановны всё время отнимали сын и работа. На такие приятные мелочи, как рукоделие, просто не оставалось сил. Женщина искренне не понимала, как можно тратить время на какую-то вышивку, когда столько всего нужно успеть.
Фоном работал телевизор. На экране разворачивалось действие очередной мыльной оперы. Не то чтобы Вера Ивановна полюбила эти сентиментальные сериалы, просто иногда хотелось посмотреть что-то лёгкое, необременительное.
Годы, наверное, берут своё. Как-никак 65-летие не за горами. Скоро внуки, наверное, пойдут.
У её ровесниц они уже школы заканчивают, а вот ей ещё только предстоит примерить на себя приятную роль бабушки. Лежащий на журнальном столике телефон весело затринкал. Вера Ивановна взглянула на экран.
Сын звонит. Женщина всегда была рада общению с любимым ребёнком. «Привет, родной».
«Здравствуй, мамуль. У меня к тебе просьба. Приготовь на ужин что-то особенное.
У тебя многое хорошо получается, выбери что-то самое лучшее из этого». «Конечно, с радостью. А конкретнее можешь сказать, чего тебе именно хочется?» «На твой вкус, мам…